Ernst&Young: больше половины компаний не оценивают рентабельность своих капвложений в ИТ

23 апреля 2011 г.

Компания «Эрнст энд Янг» опубликовала отчет по результатам исследования «Инновации для устойчивого развития» (Innovating for growth)*.

Как выяснилось, 73% участников исследования считают, что руководитель службы информационных технологий (CIO) мог бы стать ключевой фигурой процесса развития бизнеса. Но при этом только 15% отметили, что ИТ-службы их компаний очень хорошо подготовлены к требованиям, которые будут предъявлены к ним в будущем. Как показал опрос, представители компаний считают, что ИТ-служба может помогать эффективно реагировать на такие будущие тенденции в сфере экономики и бизнеса, как консолидация рынков, географическое смещение центров экономической мощи и ужесточение требований регуляторов.

Дэйв Райеркерк, руководитель международной практики компании «Эрнст энд Янг» по оказанию консультационных услуг в области ИТ, считает, что «....роль ИТ-службы меняется, причем в некоторых случаях кардинально, от ИТ-служб все чаще ожидают инновационных решений, способных улучшить процессы ведения бизнеса. Руководитель ИТ-службы должен понимать, что именно нужно компании в новой экономической ситуации, и искать пути реализации возможностей и решения проблем в непосредственном взаимодействии с сотрудниками бизнес-подразделений».

Объемы инвестиций растут, но оценка их рентабельности не проводится
42% респондентов заявили, что за последние 12 месяцев, несмотря на нестабильную экономическую ситуацию, расходы их компаний в области ИТ выросли. Наиболее широко такая тенденция распространена в Индии (71% респондентов), Бразилии (56%), ЮАР (56%), Китае (54%) и Австралии (53%). Вместе с тем только 39% респондентов указали, что в их организации существует практика оценки рентабельности инвестиций, причем компании более крупного размера (с ежегодным оборотом свыше 5 млрд долл.) чаще склонны оценивать доходность своих инвестиций в ИТ.

Способность ИТ-службы управлять бюджетом ставится под сомнение. Лишь 55% респондентов (не из числа членов советов директоров) удовлетворены тем, как ИТ-служба планирует и контролирует свой бюджет. При этом 73% самих руководителей ИТ-служб довольны своим процессом планирования и контроля ИТ-бюджетов. Их представления о том, сколько организация фактически расходует на ИТ, отличаются от мнения их коллег из высшего руководства: директора ИТ-служб указывают значительно меньшие суммы. Процессами бюджетного планирования и контроля ИТ-инвестиций и затрат в целом довольны 73% руководителей ИТ-служб, с одной стороны, и 61% представителей высшего руководства, 55% респондентов, не входящих в советы директоров, а также 63% от общего числа респондентов в международном масштабе, — с другой стороны.

Недостаточный обмен информацией
Преобладающее большинство респондентов (81%) считают, что сотрудникам ИТ-служб нужно лучше понимать потребности бизнеса, а также улучшать процессы взаимодействия. В условиях, когда компании вынуждены публично отчитываться о своих финансовых и операционных результатах, эффективный процесс обмена информацией приобретает все большее значение. При этом 3 из 10 респондентов не удовлетворены тем, как происходит обмен информацией между ИТ-службой и бизнес-подразделениями в их компаниях (такого же мнения придерживаются 4 из 10 респондентов, не являющихся членами советов директоров). Респонденты, представляющие сравнительно крупные компании (с годовым оборотом свыше 5 млрд долл.), наиболее критично настроены в отношении уровня понимания их ИТ-службой потребностей бизнеса, процессов обмена информацией и взаимодействия.

Дэйв Райеркерк заключает: «Компании переходят от простого сокращения затрат на их оптимизацию, и служба ИТ способна помочь создать устойчивую бизнес-модель с более низким уровнем затрат. В прошлом десятилетии ИТ-службы внесли огромный вклад в успех компаний, но сегодня очевидно, что от ИТ ожидают еще больше инноваций. Чтобы ИТ-служба продолжала соответствовать требованиям бизнеса, совету директоров и ее руководителю следует четко формулировать требования к ИТ. А ИТ-менеджеры должны повысить квалификацию в области обмена информацией, бюджетного планирования и управления рисками. Кроме того, им необходимо понимать, каким образом использовать преимущества новых технологий».

Николай Самодаев, партнер компании «Эрнст энд Янг» (СНГ), руководитель направления услуг по управлению ИТ и ИТ-рисками, считает, что на рынках СНГ тоже отмечается недостаток должного взаимодействия ИТ и бизнеса, а также недостаток понимания природы и составляющих ИТ-услуг (т. е. составляющих ИТ-затрат), четкой системы оценки и контроля работы ИТ как со стороны высшего руководства, так и со стороны руководителей ИТ-служб. Как следствие, затраты на ИТ-сервисы недостаточно прозрачны для бизнеса и вклад ИТ в развитие российских компаний не всегда очевиден.

 

Последние новости

апрель
12
2018

Новый сайт компании LG Hausys

Опубликован новый русскоязычный сайт компании LG Hausys

подробнее
декабрь
28
2017

Сайт Becker

Опубликован новый сайт Becker-International

подробнее