Ernst&Young: больше половины компаний не оценивают рентабельность своих капвложений в ИТ

23 апреля 2011 г.

Компания «Эрнст энд Янг» опубликовала отчет по результатам исследования «Инновации для устойчивого развития» (Innovating for growth)*.

Как выяснилось, 73% участников исследования считают, что руководитель службы информационных технологий (CIO) мог бы стать ключевой фигурой процесса развития бизнеса. Но при этом только 15% отметили, что ИТ-службы их компаний очень хорошо подготовлены к требованиям, которые будут предъявлены к ним в будущем. Как показал опрос, представители компаний считают, что ИТ-служба может помогать эффективно реагировать на такие будущие тенденции в сфере экономики и бизнеса, как консолидация рынков, географическое смещение центров экономической мощи и ужесточение требований регуляторов.

Дэйв Райеркерк, руководитель международной практики компании «Эрнст энд Янг» по оказанию консультационных услуг в области ИТ, считает, что «....роль ИТ-службы меняется, причем в некоторых случаях кардинально, от ИТ-служб все чаще ожидают инновационных решений, способных улучшить процессы ведения бизнеса. Руководитель ИТ-службы должен понимать, что именно нужно компании в новой экономической ситуации, и искать пути реализации возможностей и решения проблем в непосредственном взаимодействии с сотрудниками бизнес-подразделений».

Объемы инвестиций растут, но оценка их рентабельности не проводится
42% респондентов заявили, что за последние 12 месяцев, несмотря на нестабильную экономическую ситуацию, расходы их компаний в области ИТ выросли. Наиболее широко такая тенденция распространена в Индии (71% респондентов), Бразилии (56%), ЮАР (56%), Китае (54%) и Австралии (53%). Вместе с тем только 39% респондентов указали, что в их организации существует практика оценки рентабельности инвестиций, причем компании более крупного размера (с ежегодным оборотом свыше 5 млрд долл.) чаще склонны оценивать доходность своих инвестиций в ИТ.

Способность ИТ-службы управлять бюджетом ставится под сомнение. Лишь 55% респондентов (не из числа членов советов директоров) удовлетворены тем, как ИТ-служба планирует и контролирует свой бюджет. При этом 73% самих руководителей ИТ-служб довольны своим процессом планирования и контроля ИТ-бюджетов. Их представления о том, сколько организация фактически расходует на ИТ, отличаются от мнения их коллег из высшего руководства: директора ИТ-служб указывают значительно меньшие суммы. Процессами бюджетного планирования и контроля ИТ-инвестиций и затрат в целом довольны 73% руководителей ИТ-служб, с одной стороны, и 61% представителей высшего руководства, 55% респондентов, не входящих в советы директоров, а также 63% от общего числа респондентов в международном масштабе, — с другой стороны.

Недостаточный обмен информацией
Преобладающее большинство респондентов (81%) считают, что сотрудникам ИТ-служб нужно лучше понимать потребности бизнеса, а также улучшать процессы взаимодействия. В условиях, когда компании вынуждены публично отчитываться о своих финансовых и операционных результатах, эффективный процесс обмена информацией приобретает все большее значение. При этом 3 из 10 респондентов не удовлетворены тем, как происходит обмен информацией между ИТ-службой и бизнес-подразделениями в их компаниях (такого же мнения придерживаются 4 из 10 респондентов, не являющихся членами советов директоров). Респонденты, представляющие сравнительно крупные компании (с годовым оборотом свыше 5 млрд долл.), наиболее критично настроены в отношении уровня понимания их ИТ-службой потребностей бизнеса, процессов обмена информацией и взаимодействия.

Дэйв Райеркерк заключает: «Компании переходят от простого сокращения затрат на их оптимизацию, и служба ИТ способна помочь создать устойчивую бизнес-модель с более низким уровнем затрат. В прошлом десятилетии ИТ-службы внесли огромный вклад в успех компаний, но сегодня очевидно, что от ИТ ожидают еще больше инноваций. Чтобы ИТ-служба продолжала соответствовать требованиям бизнеса, совету директоров и ее руководителю следует четко формулировать требования к ИТ. А ИТ-менеджеры должны повысить квалификацию в области обмена информацией, бюджетного планирования и управления рисками. Кроме того, им необходимо понимать, каким образом использовать преимущества новых технологий».

Николай Самодаев, партнер компании «Эрнст энд Янг» (СНГ), руководитель направления услуг по управлению ИТ и ИТ-рисками, считает, что на рынках СНГ тоже отмечается недостаток должного взаимодействия ИТ и бизнеса, а также недостаток понимания природы и составляющих ИТ-услуг (т. е. составляющих ИТ-затрат), четкой системы оценки и контроля работы ИТ как со стороны высшего руководства, так и со стороны руководителей ИТ-служб. Как следствие, затраты на ИТ-сервисы недостаточно прозрачны для бизнеса и вклад ИТ в развитие российских компаний не всегда очевиден.

 

Последние новости

июнь
24
2016

Сайт Maestroprint

Опубликован сайт «Maestroprint»

подробнее
май
18
2016

Сайт Финнелма

Опубликован сайт «Финнелма»

подробнее