Риски ИТ аутсорсинга и их снижение

Перевод обслуживания информационной системы компании на ИТ-аутсорсинг процесс ответственный и требующий всесторонней и тщательной оценки при принятии окончательного решения. Существенной частью процесса принятия решения о переходе на внешнее обслуживание является оценка возможных рисков, путей их снижения и приемлемости для бизнес-процессов организации. Основные риски при внедрении ИТ-аутсорсинга известны достаточно давно и способы снижения их влияния на бизнес организации неплохо изучены. Вместе с этим, опыт оказания аутсорсинговых услуг компанией TXL свидетельствует, что реальные риски для каждой компании при реализации ИТ-аутсорсинга строго индивидуальны и способы снижения их влияния на работу организации требуют персонального подхода.

Какие риски ИТ-аутсорсинга для своей компании обязан оценить руководитель и какие меры предпринять для снижения рисков?

  1. Утечка критичной (конфиденциальной) информации из компании. Для снижения этого риска до приемлемого уровня первостепенное значение имеет договор ИТ-аутсорсинга. В нем однозначно и четко должно быть дано определение конфиденциальной информации и прописаны обязанности сторон по её защите и неразглашению. Идеальный вариант предусматривает заключение отдельного соглашения о неразглашении (NDA).
  2. Недостаточный опыт работы с ИТ-аутсорсингом у Заказчика и недостаточный опыт оказания аутсорсинговых услуг у провайдера. Снизить риск попадания в такую ситуацию можно посредством тестовых заданий или испытательного периода, а также используя обращения за рекомендациями и отзывами к текущим клиентам поставщика аутсорсинговых услуг.
  3. Может отсутствовать контроль над персоналом аутсорсинговой компании, причем как со стороны Заказчика, так и со стороны провайдера услуги аутсорсинга. Способ снижения этого риска это постоянный контроль за персоналом, документирование выполненных работ у Заказчика, планирование работ и предоставление отчетов на регулярной основе. В компании TXL реализована внутренняя система учета работы сотрудников и есть возможность клиентам по ИТ-аутсорсингу получать отчеты о выполненных работах.
  4. Ошибочный первоначальный выбор компании-аутсорсера. Безусловно, в дальнейшем Поставщик услуг ИТ аутсорсинга может быть заменен, но на это потребуется время и ресурсы компании. Правильный и удачный выбор поставщика услуг является основной минимизации всех других потенциальных рисков ИТ-аутсорсинга.
  5. Ожидание немедленного и выдающегося результата, причем с обеих сторон. Для недопущения подобной потенциально конфликтной ситуации следует объективно оценивать возможности и последствия перехода на ИТ-аутсорсинг в самом начале совместной работы. Нужны четкие критерии оценки результатов аутсорсинга. Существенный вклад в формирование представлений и работе аутсорсинга в компании дает проведение ИТ-аудита перед началом работы.
  6. Для заказчика существенным потенциальным риском может являться вероятность прекращения контракта с аутсорсером (окончание деятельности аутсорсинговой компании, возвращение функций ИТ-поддержки внутреннему подразделению компании и т.п.). Нужно заранее в договоре на ИТ-аутсорсинг предусмотреть и подробно описать процедуру прекращения действия договора и правила урегулирования финансовых и других вопросов..
  7. В рамках действующего законодательства РФ возможны налоговые риски, связанные с повышенным интересом государственных фискальных структур к договорам предоставления услуг. Грамотная юридическая экспертиза текста предполагаемого договора аутсорсинга поможет снизить данные риски.

Компания TXL всегда готова помочь нашим потенциальным клиентам в определении правильной стратегии внедрения ИТ-аутсорсинга, оценить риски и предложить индивидуальные способы их снижения или обосновать разумный уровень принятия таких рисков.